Где купить книги «ТЕРРЫ»?

Онлайн-магазин

Оптовикам


Пресса о нас

«Книговладельцы»
По материалам газеты «Ведомости».

«Налет энциклопедизма». Статья из журнала «Секрет фирмы»

Книжный клуб «Монплезир».

Рейтинг книгоиздателей России. По материалам журнала «Карьера».


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — гордость «ТЕРРЫ». [Купить>>>]


Терра изнутри

Рабочее помещение технического отдела. Сферическая панорама.

Фоторепортаж с церемонии открытия 19-й Московской международной книжной ярмарки, стенды «Терры»



www.ogoniok.ru | www.russianpost.ru

 

Деньги на книжке

По материалам журнала «Карьера», июнь 2000 г.

«Карьера» продолжает свой проект «Все звезды». Сегодня в рейтинге профессионалов — молодые книгоиздатели. Люди, которые зарабатывают деньги на нашей привычке иметь перед глазами печатный текст перед сном, в метро и даже иногда на работе.

С каким издателем про книжный бизнес ни поговоришь, столько мнений и услышишь. Вплоть до того, что нет даже единой точки зрения по вопросу, бизнес ли это вообще.
Игорь Захаров, хозяин одноименного издательства, утверждает, что нет: в книгоиздании удовольствия больше, чем денег. Хотя и деньги, понятно, тоже. А Сергей Кондратов смотрит на книгоиздание совсем с другой точки зрения: это бизнес, настаивает он,- такой же, как производство муки или кирпича. Впрочем, достаточно посмотреть табличку нашего рейтинга - в каком порядке следуют друг за другом издатели, чтобы понять: все зависит от того, чего, собственно, ищут в книжном бизнесе сами издатели.
Сегодня книгоиздательский рынок четко поделен и структурирован. Соперники ~ они же коллеги-книгоиздатели - хорошо знают, чего ждать друг от друга, и работают на своей делянке, не посягая на территорию друг друга.

1-е место в рейтинге. Кондратов Сергей.
39 лет. Председатель правления холдинговой компании "ТЕРРА - ИПК". Окончил Московский полиграфический институт, кандидат филологических наук, профессор. В издательстве 11 лет. Специализация издательства - универсальное книгоиздание. Лучшие книги; факсимильное издание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, собр. соч. С. Цвейга в 10 томах, собр. соч. А. Т.Аверченко в 6 томах.

2-е место в рейтинге. Успенский Глеб. 41
год. Председатель совета директоров издательства ВАГРИУС. Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, переводческий факультет. В издательстве 8 лет. Издательство специализируется на выпуске художественной литературы. Лучшие книги: Э.Радзимкий. "Николай II: жизнь и смерть", Ю.Слеша. "Книга прощания", В.Маканин. "Андеграунд, или Герой нашего времени".

3-е место в рейтинге, Васильев Юрий, 44 года. Генеральный директор издательского дома "Дрофа". Окончил Московскую государственную юридическую академию. В издательстве 4 года. Издательство специализируется на учебной литературе. Лучшие книги: серия "Большая библиотека "Дрофы", "Большие справочники школьника".

Сосновский Евгений. 38 лет. Генеральный
директор ЗАО "Издательство "Росмэн". Окончил Московский станкоинструментальный институт. В издательстве 6 лет. Издательство специализируется на выпуске детской литературы.. Лучшие книги: Т.Остер. "Вредные советы", "Тайны живой природы.", К. Чуковский "Сказки".

Деревянко Сергей. 43 года. Генеральный
директор ЗАО "Компания АСТ-Пресс". Окончил Московский государственный университет, механико-математический факультет. В издательстве 8 лет. Специализация издательства - многопрофильное книгоиздание. Лучшие книги : Евсеев Г.А., Пацюк С.Н., Симонович С.В. "Вы купили компьютер", справочники по гуманитарным и точным наукам для 5-11-го классов, "Уинспюи Черчилль" (в серии "Судьбы XX века").

В Ткач Олег. 32 года. Генеральный директор издательского дома "ОЛМА-Пресс". Окончил философский факультет Московского государственного университета. В издательстве 9 лет. Специализация издательства - универсальное книгоиздание. Лучшие книги: большая детская энциклопедия "История древнего мира" (Руссика), "Русская поэзия XX века: антология", серия кулинарных энциклопедий Г. Поскрёбышевой.

Новиков Олег. 52 года. Генеральный директор издательского дома "Эксмо-Пресс". Окончил Московский авиационный институт. В издательстве 8 лет. Специализация, издательства - многопрофильное книгоиздание. Лучшие книги: "Антология мысли", "Антология мудрости", "Черная коника".

Несомненно, больше всего книг - по тиражам, по наименованиям - выпускают издательства, специализирующиеся на так называемых русских триллерах. И здесь безусловные лидеры Олег Новиков и его "Эксмо-Пресс", Сергей Деревянко ("АСТ-Пресс") и Олег Ткач ("Олма-Пресс") и их многочисленные дочерние фирмы.
Составляя наш рейтинг, мы намеренно исключили из него такой формальный показатель, как тиражи,- хотя на книжном рынке это один из самых существенных критериев. По единственной причине: немыслимо сравнивать издателя, специализирующегося на массовой литературе и выпускающего тысячу новых книг в год (по три в день!), и издателя, занимающегося "культурной книгой". При таком подходе издатель Марининой непременно окажется "круче" не только Сергея Артюхова и его Издательства имени Сабаш-никовых, выпустившего "Мысли" Паскаля, ^ но и "монстра" Кондратова, который еще 1в начале большого пути переиздал полное собрание сочинений Толстого. Нас интересовали не обороты издательства - вернее, не только они,-а профессиональные качества издателей.
Второй (и очень значительный) сегмент книжного рынка - это литература "для семейного чтения". Ничего специального, но все лежащее на поверхности: многочисленные собрания сочинений, перепечатки ранее изданных книг, все эти моэмы, диккенсы, шоу, библиотечки приключений и т.д. Говоря более высокопарно, это книги, которые должны быть в каждом доме, их проходят в школах, читают из поколения в поколение. 

Когда-то Василий Гроссман, размышляя о писательском труде, заметил, что есть писатели-хлебопеки, чьи книжки нужны каждый день. И писатели-ювелиры. Так вот, эта литература - как раз из категории "черного хлеба". Здесь безусловный лидер Сергей Кондратов и его "ТЕРРА"-ИПК.
ВАГРИУС, который в нашем рейтинге представляет сорокалетний Глеб Успенский, также вы-пускает книги очень широкого спектра (здесь и знаменитый Радзинский, который стал торговой маркой издательства, и интеллигентский Мака-нин, и биографическая серия "Мой XX век"), но акцент делает все-таки на современной художественной литературе, на "ювелирке".
И наконец, третий, также мощный пласт современного книгоиздания - учебная и справочная литература, где безусловные лидеры Евгений Сосновский ("Росмэн") и Юрий Васильев ("Дрофа"). Мы не называем здесь старейшего "Просвещения" - в этом рейтинге, как и во всех предыдущих, принимают участие только издатели, не перешагнувшие возрастную черту 45 лет.
Есть еще одна группа издателей. Книги, которые выпускают они, в общем потоке тиражей занимают крохотную нишу. У них не только маленькие тиражи, но и самих книг мало. Григорий Ерицян ("Слово") - именно ему Фонд Сороса выделил грант на издание новой версии знаменитой серии Библиотеки мировой литературы, Ирина Прохорова ("Новое литературное обозрение"), уже упоминавшийся Сергей Артюхов (Издательство имени Сабашниковых) и Александр Иванов ("Ад Маргинем") выпускают изысканную литературу для поклонников изящной словесности, филологии, философии, литературоведения. Вот это точно тот вариант, когда удовольствия этот бизнес приносит неизмеримо больше, чем денег. Однако без этих издателей сегодняшнюю культурную жизнь России представить невозможно.

"На заре частного книгоиздания основателями этого бизнеса и, соответственно, издателями становились в большинстве своем книголюбы, удовлетворявшие страсть к книгам и чтению, не реализованную в период советского дефицита. Сегодня это больше бизнесмены, нежели любители, которые должны знать законы бизнеса. В современных масс-медиа (а издательское дело - это огромная часть этого бизнеса) выигрывать будет тот, кто примет правила масс-культуры. Нравится это кому-то или нет, но это абсолютная реальность:
у сериала "Менты" безусловное преимущество перед сериалом Герасимова "Красное и черное". Выигрывать будут те, кто это хорошо понимает. Правила бизнеса одинаковы везде - что в книгоиздании, что в производстве кирпичей или муки. При всем при этом "культурная книга" будет существовать, но только если это не будет во вред бизнесу, как личное хобби книгоиздателя, как своего рода культурологическая или PR-акция. Другое дело, если бы в стране существовала цивилизованная книготорговая сеть. Все могло бы быть иначе. В конце концов, на любую книгу есть покупатель, даже если она издана в одном экземпляре. Короче, книгоиздатель должен быть профессионалом. Но профи в бизнесе. Необходимо использовать опыт, а не просто делать ошибки. Кроме того. пора кончать суетиться, надо становиться степенными людьми - это только украсит издателя. И при всей правильности законов конкуренции не следует переносить конкуренцию в бизнесе в сферу личных отношений, чем иногда страдают книгоиздатели, особенно молодые. Должно быть профессиональное сообщество, профессиональная корпорация, профессиональная солидарность".

А вот десять-тринадцать лет назад, когда все печатали все и на книгоиздании зарабатывали сумасшедшие деньги, между издателями была даже не ожесточенная конкуренция, а просто бои без правил. Михаил Федорович Ненашев, тогда возглавлявший Госкомиздат (нынче сам издатель и один из наших экспертов), подписал разрешение издавать книги за свой счет. Книгоиздание было первой отраслью, отпущенной на свободу, в рынок. С книжных прилавков сметали все, что туда выкладывалось. Рентабельность книжного бизнеса была фантастическая.

Некоторые срывали большие деньги на двух-трех книгах - если удавалось напечатать быстрее всех какой-нибудь знаменитый американский бестселлер - и уходили в другой бизнес. Другие остались в книгоиздании, принялись создавать структуру, определять свою нишу, делить рынок.

Сегодня издатели, говоря о деле, которому служат, хором отмечают одно: нужно иметь чу-тье на книгу, которая "выстрелит", привлечет всеобщий интерес. И, естественно, принесет деньги. То есть чувствовать рынок, тоску читателя по некоему явлению, оформленному в стопку бумаги с типографскими буковками. Ведь в книжном бизнесе как? Самые большие деньги получает издатель, который первым издал то, на что есть спрос. Это, пожалуй, единственное, что роднит тот, "дикий" бизнес первоначального накопления и нынешний, цивилизованный. Кто первый начал издавать современную и качественную учебную и справочную литературу, тот и заработал. Сейчас-то в любом магазине энциклопедий на какую угодно тему завались. Но работать стабильно в этом секторе рынка можно и не будучи первым. Кто первый выкинул на рынок "русский триллер", Маринину и Доценко, тот и снял все пенки. Сегодня опять-таки этого добра полно на каждом развале. И на него тоже есть спрос. Но угадать, но опередить всех... Вот в чем дело. Кстати, сами издательства, участвующие в нашем рейтинге, четко иллюстрируют возникновение этих волн рыночной конъюнктуры. И даже порядок их прихода! На первых двух местах - с минимальным отрывом друг от друга - Сергей Кондратов и Глеб Успенский. И "ТЕРРА"-ИПК, и ВАГРИУС возникли как издательства широкого профиля, издающие качественную литературу для всех. То есть то, с чего начинался свободный книжный рынок. И характерно, что именно эти два издателя (а с ними и литература "широкого профиля") заняли то-повые позиции в рейтинге. Юрий Васильев ("Дрофа", 3-е место) и Евгений Сосновский ("Росмэн", 4-е место) первыми чутко среагировали на возникший шесть лет назад интерес к "учебке", как называют сами издатели учебную и справочную литературу. И сделали на ней большой бизнес.

Сергей Деревянко ("АСТ-Пресс", 5-е место), Олег Ткач ("Олма-Пресс", 6-е место) и Олег Новиков ("Эксмо-Пресс", 7-е место) первыми нашли и раскрутили авторов "русского триллера", бессмысленного и беспощадного, и прочно заняли позиции в этом секторе книжного рынка. Издавая сегодня, кстати, кроме "русского триллера" множество и других книжек. Последним значительным событием на книжном рынке было возникновение два года назад издательства "Захаров", поставившего на захватывающую документалистику, мемуары и биографии. Не получив ни одного кредита, пропустив книжный бум, на котором можно было сделать деньги, не имея ни собственных типографий, ни своего книгорас-пространения (об этом позже), Игорь Захаров возник буквально "на пустом месте" (в рейтинге он, как перешагнувший сорокапятилетний возрастной рубеж, участвует в качестве эксперта). Зато сегодня его книжки с прилавков метут, а книжные пираты вывозят его книги за границу для перепродажи чемоданами. Не потеснив никого, он занял пустовавшую нишу и быстро пошел в гору.На вопрос, на какую литературу грядет спрос, Игорь Валентинович ответил сразу же: 
— Беллетристика! Русская литература всегда славилась шедеврами. Толстой, Достоевский. Одновременно существует литература довольно низкого (даже с точки зрения того, как это исполнено) уровня — Доцен-ко тот же. У нас нет середины, нет литературы для нормальных людей, не для вульгарных. Нет наших Сидни Шелдон, нашего Крайтона и так далее. Переводить этих авторов с иностранного бесполезно. Во-первых, это уже было. А во-вторых, соседка, сломавшая ногу, гораздо интереснее землетрясения на Занзибаре, унесшего миллионы жизней.

Но дело, конечно, не только в "чутье на книгу". Солидному издателю, у которого бизнес идет уже сам собой, можно так не суетиться с каждой книжкой. Да и невозможно -если книги идут одна за другой. ВАГРИУС, к примеру, все чаще выпускает совместные книги - с другими издательствами. Действительно, чем меньше хлопот приносит бизнес, тем лучше.

Отлично можно жить, эксплуатируя уже сложившуюся репутацию,- выпускать книжки на деньги богатых фондов, добившись госзаказа на издание классики (Пушкина, например) или, к примеру, какого-нибудь роскошного издания ко Дню Победы. Большая удача - мемуары большого политика. Тот же ВАГРИУС, напечатавший накануне выборов автобиографию Путина, до этого выпускал книжки Немцова. Здесь связи и шумиха в прессе важнее денег, которые были или не были заработаны на этих книжках. Каждый издатель, естественно, хочет сделать свой бизнес как можно более дешевым.

И каждый издатель скажет, что собственно тексты стоят очень мало. Львиная доля затрат приходится на бумагу, типографию, транспорт и т.д. А ведь книгу надо еще и продать. Можно это делать через существующие книготорговые структуры, можно - если по силам - создать свою систему реализации. Сергей Кондратов, председатель правления "ТЕРРЫ"-ИПК, к примеру, уже много лет назад создал глобальную структуру, в которую, помимо самого издательства, входят и типографии, и система книгораспространения. А издательство "АСТ-Пресс", наоборот, начиналось как книготорговая фирма. И только


Наши эксперты:
Баханов Евгений Андреевич - заместитель главного редактора газеты "Книжное обозрение".
Безродный Олег Тимофеевич- генеральный директор АО "Московские международные книжные ярмарки".
Горкин Александр Павлович - директор, главный редактор. Государственное унитарное предприятие научное издательство "Большая Российская энциклопедия".
Захаров Игорь Валентинович - издатель. Издательство "Захаров".
Ленский Борис Владимирович - генеральный директор Российской Книжной палаты.
Литвинец Нина Сергеевна - начальник Управления издательской деятельности и книгораспространения. Министерство печати.
Ненашев Михаил Федорович - генеральный директор издательства "Русская книга".
Овсянников Николай Филиппович - генеральный директор генеральной дирекции Международных книжных выставок и ярмарок.
Орешин Борис Васильевич - генеральный директор издательства "Прогресс-Традиция".
потом стало выпускать книжки. Владимир Узун, еще недавно глава "Олма-Пресс", сейчас оставил издательские дела и стал директором одной из лучших отечественных типографий "Красный пролетарий". Так что в книжный бизнес двери открыты, и, главное, он оставляет большое поле для маневра.

 

Рейтинг молодых книгоиздателей

Фамилия участника

Предприятие

Сумма баллов

81х10 Ре- нтабель- ность изда- тельства

82х8 Стру- ктурирован- ность изда- тельства

8Зх10 Динамика развития изда- тельства

84х8 Значение изда- тельства в отрасли

1

Кондратов Сергей

«ТЕРРА»-ИПК

942,013

7,111

6

7,556

8,222

2

Успенский Глеб

«ВАГРИУС»

941,052

7,111

4,777

7,556

8,222

3

Васильев Юрий

«Дрофа»

803,709

8,111

4,667

7,667

8,222

4

Сосновский Евгений

«Росмэн»

792,908

6,333

5,333

7,333

7,667

5

Деревянко Сергей

«ACT-Пресс»

711,353

7,556

4,444

7,333

6,556

6

Ткач Олег

«Олма-Пресс»

679,157

6,777

5,222

6,444

6,667

7

Новиков Олег

«Эксмо-Пресс»

675,51

7,333

5,556

7

6,222

8

Дранова Наталья

«Махаон»

664,591

6,444

4,889

6,778

6,778

9

Ерицян Григорий

«Слово»

637,266

5,778

4,111

6,222

6,111

10

Маркоткин Михаил

«Росмэн»

553,181

5,778

3,667

6,333

7

11

Елин Лев

«Эгмонт-Россия Лтд.»

336,302

4,556

3,333

4,778

4,556

12

Крютченко Максим

«Азбука»

257,72

4,222

2

4,889

5

13

Прохорова Ирина

«Новое литературное обозрение»

241,76

2,222

2,556

3,889

4

14

Иванов Александр

«Ад Маргинем»

172,485

3,222

2

4,222

3,778

15

Артюхов Сергей

Изд-во имени Сабашниковых

118,539

3,222

2

3,333

3,111

16

Рязанов Петр

«АГРАФ»

73,689

3,556

2

3,667

3,556


Методика рейтинга книгоиздателей
Критерии оценки деятельности книгоиздателей были разработаны редакцией журнала «Карьера» совместно с экспертами. Всего было отобрано 12 показателей:
1. Оценка рентабельности издательства.
2. Оценка структурированности компании.
3. Оценка динамики развития издательства.
4. Оценка значения издательства в отрасли.
5. Оценка стабильности издательства.
6. Оценка имиджа издательства.
7. Оценка международного признания издательства.
8. Оценка умения издателя создавать команду единомышленников.
9. Оценка умения издателя реагировать на рыночную конъюнктуру.
10. Оценка предприимчивости издателя.
11. Оценка деловой репутации издателя.
12. Оценка авторитета издателя» в интеллектуальных кругах.
Всем экспертам были разосланы рейтинговые листы и критерии оценок. Каждый эксперт ставил оценки всем участникам рейтинга по каждому показателю.
При выставлении оценок использовалась шкала от 1 до 10. Если эксперт не мог оценить тот или иной показатель, ставилась оценка «О». Она означала, что эксперту неизвестны соответствующие стороны деятельности предприятия или качества участника рейтинга.
На основании оценок, выставленных экспертами, выводилось среднее значение по каждо

му показателю для каждогаучастника рейтинга.
Затем средние значения оценок были сведены в общую таблицу для расчета рейтинга. При этом показателям был придан следующий вес:
81 - рентабельность издательства -10%;
82 - структурированность издательства - 8%:
83 -динамика развития издательства -10%;
84 - значение издательства в отрасли - 8%;
85 - стабильность издательства - 8%;
86 - имидж издательства - 7%;
87 - международное признание издательства - 7%;
88 - умение издателя создавать команду единомышленников - 8%;
89 - умение издателя реагировать на рыночную конъюнктуру -10%;
810 - предприимчивость издателя -10%;
811 - деловая репутация издателя - 7%;
812 - авторитет издателя в интеллектуальных кругах - 7%.
Расчет итоговой суммы баллов производился по эксклюзивной методике журнала «Карьера». При расчете баллов по каждому показателю использовалась формула В=(М~ min):(max--min), где N ~ среднее значение оценки для данного участника, max - максимальная оценка поданному показателю, min — минимальная оценка поданному показателю. Итоговый балл выводился по сумме всех показателей BxV, где V - вес показателя (В1х10+В2х8+83х10+В4х8+В5х8+В6х7+В7х7+В8х8+В9х10+В10х10+В11х7+В12х7).

 

Маркоткчн Михаил. 38 лет. Председатель правления ЗАО "Издательство "Рос-мэн". Окончил Московский полиграфический институт, факультет "технология полиграфического производства", аспирантуру. В издательстве 6 лет. Издательство специализируется на детской литературе. Лучшие книги: Г.Ос-тер "Вредные советы", "Тайны живой природы", К. Чуковский "Сказки".

Елин Лев. 40 лет. Генералъный директор
ЗАО "Эгмонт Россия Лтд.". Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. В издательстве 6,5 года. Издательство специализируется на детской литературе. Лучшие книги: Сказки Оскара Уайльда, Иллюстрированная энциклопедия антиквариата, серия "Кошмары истории".

Крютченко Максим. 30 лет. Генеральный директор) издательства "Азбука". Окончил Санкт-Петербургский полиграфический институт. В издательстве 5 лет. Издательство специализируется на выпуске художественной, специальной, и словарно-справочной литературы. Лучшие книги: М.Семенова "Волкодав" (серия "Русское fantasy"), М.Павич "Хазарский словарь" (серия "Азбука-классика"), иллюстрированный энциклопедический словарь "Русские художники".

Прохорова Ирина. 44 года. Главный редактор издательского дома "Новое литературное обозрение". Окончила филологический факультет Московского государственного университета, кандидат филологических наук, литературный критик. В издательстве 8 лет. Издательство специализируется на выпуске литературы по вопросам литературоведения, культурологии, философии, истории литературы. Лучшие книги: Н. Богомолов, "{'усекая литература начала XX века и оккультизм", Г. Чхампишвили. "Писатель и самоубийство", М. Гаспаров. "Записи и выписки".

Иванов Александр. 43 года. Директор
издательства "Ад Маргинем". Окончил философский факультет Белорусского государственного университета, кандидат философских наук. В издательстве 7 лет. Издательство специализируется на выпуске художественной и философской литературы, художественной и литературной критики. Лучшие книги: Мартин Хайдеггер. "Бытие и время", В.Сорокин. Собрание сочинений в 2-х томах, "Коллективные действия. Поездки за город".

Артюхов Сергей. 45 лет. Директор
000 "Издательство имени Сабашниковых". Окончил факультет психологии Московского государственного университета. В издательстве 9 лет. Издательство специалширует-ся па выпуске литературы по гуманитарным o наукам, переводной и отечественной прозы. Лучшие книги: А.Костин. "Россия в 1839", В.Джунковский. "Воспом-инания", Р.Паскаль. "Мысли" (серия "Памятники мировой литературы").

Ерицян Григорий. 45лет. Генеральный
директор издательства "Слово". Окончил философский факультет Московского государственного университета, кандидат философских наук. В издательстве 11 лет. Издательство специализируется на выпуске художественной литературы, энциклопедических изданиях, альбомах и книгах по искусству, мемуарах, атласах. Лучшие книги: "Хроника человечества", А.Васильев. "Красота в изгнании", "Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина" (в 4-х томах).

Рязанов Петр. 41 год. Директор издательства "АГРАФ". Окончил факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института, кандидат физико-математических наук. В издательстве 5 лет. Специализация издательства - многопрофильное книгоиздание. Лучшие книги: 5-томник В.Г.Вернадского "История России", С.Маковский. "Портреты современников. На парнасе "Серебряного века". Энциклопедия литературных героев.

Дронова Наталья. 28 лет. Генеральный
директор издательской группы "Махаон". Окотила Московский государственный университет коммерции, кандидат экономических наук, МВА (California). В издательстве 4 года. Издательство специализируется на познавательной и художественной литературе для детей и взрослых. Лучшие книги: "Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, "1000 вопросов и ответов", проект "МЕТА" (серия, из 6 книг).

 

 © 2010 www.terra.su. All rights reserved. Design & support by